Легенда о великом городе

12 стульевНавеяно метаморфозами города N

и посещением спектакля «12 стульев» в местном театре

В уездном городе N  было так много ларьков, торговых будок и прочих малоархитектурных форм, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы у дома купить в ближайшем ларьке жидкость для освежения головы вежеталь турецкого или китайского производства, с надписями на французском языке, съесть чебурек из соседней будки и сразу же умереть. Жизнь города была тишайшей. Весенние вечера были упоительны, грязь под луною сверкала, как антрацит, но своими ископаемыми город не славился, а славился кораблями, которые здесь делали еще в составе другого государства и количеством адмиралов, которые были причастны к этому городу или к кораблям, которые здесь спускались на воду.

Долгожданная весна пришла в город с запозданием, но обвалила на его жителей массу тепла и южного солнца. Словно проснувшись от зимней спячки, начали преображаться будки на основных артериях города, подобно тромбам перегораживая горожанам проход по тротуарам и все больше отвоевывая территорию у газонов.  После зимы работники искусно латали пробоины будок разноцветными материалами. Все их искусство можно бы назвать кубизмом, но от основоположника этого стиля это так отличалось, что впору применить новое название – будкизм! Откуда-то из-под земли появлялись все новые заборы, за которыми росли новые будки, как подснежники. Общее впечатление этого процесса напоминало рост плесени на теле красивого в прошлом города.

У этого процесса нашлись защитники. Они рассказывают легенды и мифы. Рассмотрим некоторые из них.

Миф 1. Будки создают инфраструктуру современного города.

Это не так. В большинстве мест будки ровными, а чаще неровными рядами загораживают первые этажи зданий, в которых оборудованы магазины, составляя им конкуренцию дешевыми ценами и дешевым товаром.  В отместку магазины вывешивают объявление о сдаче в аренду или о продаже помещения.  Будкоград – это перераспределение коммерческих площадей с обустроенных на дешевые. Почему до сих пор никто не ставил вопрос об условиях труда, в которых работают молодые женщины в стужу и в зной? А ведь от этого часто зависит здоровье нации.

Уж если без будок не обойтись, то почему не использовать опыт успешных городов, в которых существуют Китайские кварталы. Я был в одном из таких городов, мне показалось это гармоничным.

А в городе перспектива за кварталами торгово-развлекательных центров. В Николаеве первой ласточкой можно считать Сити-центр. В будущем такие структуры с кондиционированным воздухом, прочим комфортом и разнообразным сервисом могут стать «Третьим местом» горожан после дома и работы.

Миф 2. Будки дают заработок малообеспеченным горожанам.

Будки создают рабочие места? В общем да, но при этом они душат уже работающие коммерческие объекты. Сегодня контейнеры на рынке «Колос» оставляют, потому что не выгодно платить за их обслуживание. Еще совсем недавно эти же контейнеры стоили немалые деньги. Кому же выгоден будкоград?

Бизнес  на будках – это атавизм рэкета из 90-х. Если раньше рэкет собирал мзду с торговцев, предоставляя им «крышу». То сейчас те же хлопцы, присмотрев натоптанные места мелкими торговцами, оформляют на них разрешения и предоставляют этим же торговцам крышу в прямом и переносном смысле, но уже по другой таксе!

Если вдуматься, то вопрос в том, что бизнес, накопивший средства, не видит другого вложения его, как расширение «рабочих точек», тем самым подрывая соседям и себе в перспективе существование.

Выход из порочного круга должна показать власть города. Определив стратегически перспективные отрасли, именно ВЛАДА должна показать наиболее выгодные сферы вложения капитала и усилий для притока денег в город. И всячески стимулировать эти направления. Сегодня уже возможно привести примеры, когда проснувшись можно стать миллионером, когда 27-летний юноша смог создать проект, который оценивается в 100 млрд. долларов(к сожалению это пока не у нас в стране, но мир теряет привычные границы). Господа бизнесмены! Не мелочитесь на порочных темах, идите в ногу со временем! Вы можете приумножить свой капитал и поднять город!

Миф 3. Будки привлекают деньги в город.

Каждая легальная будка в городе пополняет его бюджет! Да, это так, но сколько денег она выкачивает из города? Посмотрите, ведь даже на рынках, предназначенных для отечественного производителя товаров, продаются товары из Китая, Турции и пр. По сути, каждая такая будка подобна пылесосу, выкачивающему деньги из города в развивающие страны. Если соизмерить вред, наносимый городу, и пользу от мизерных отчислений в бюджет города, то очевидно это не в пользу Будкограда.

Миф 4. Будки востребованы, значит целесообразны.

Явление Будкограда распространено в городах с вымирающей промышленностью. Есть ли выход для таких городов. Если проявить активность, то есть. Чтобы не стать городом-призраком, подобным Детройту, пассионарии Николаева  вырабатывают стратегию развития города на открытой площадке «Новый Николаев». Чтобы изменить город, чтобы молодежь не уезжала из него, чтобы горожане продолжали гордиться своим городом, есть много направлений. Прежде всего, должно измениться само местное самоуправление. Его парадигмой должно стать  оказание услуг горожанам. Оно должно быть компактным и доступным.

Об этом пойдет речь на панельной дискуссии при городском совете 12 апреля 2013 года. Там же предполагается обсудить целесообразность использования мировых трендов «Электронный город», «Креативный город», «Умный город».

Послесловие

По утрам, выпив из  причудливого (морозного с жилкой) стакана свою порцию горячего молока, поданного Клавдией Ивановной, Ипполит Матвеевич выходил из полутемного домика на просторную, полную диковинного весеннего света улицу  «Им. тов. Губернского» . Это была приятнейшая из улиц, какие встречаются в уездных городах. По левую руку, за волнистыми зеленоватыми стеклами, серебрились гроба похоронного бюро «Нимфа». Справа, за маленькими, с обвалившейся замазкой окнами, угрюмо возлежали дубовые, пыльные и скучные  гроба, гробовых дел мастера Безенчука. Далее «Цирульный мастер Пьер и Константин» обещал своим потребителям «холю ногтей» и «ондулясион на дому». Еще дальше расположилась гостиница с парикмахерской, а за нею, на большом пустыре, стоял палевый теленок и нежно лизал поржавевшую, прислоненную  (как табличка у подножия пальмы в ботаническом саду) к одиноко торчащим воротам вывеску:

«Погребальная контора „Милости просим“».

Хотя похоронных депо было множество, но клиентура у них была небольшая. «Милости просим» лопнуло еще за три года до того, как Ипполит Матвеевич осел в городе N, а мастер Безенчук пил горькую и даже однажды пытался заложить в ломбарде свой лучший выставочный гроб.

В пятницу 15 апреля 1927 года Ипполит Матвеевич, как обычно, проснулся в половине восьмого и сразу же просунул нос в старомодное пенсне с золотой дужкой…

Подчеркнем: газетная хроника 15 апреля 1927 года – ключ к пониманию романа. В этот день газеты сообщили о «шанхайском перевороте», событии, которое «левая оппозиция объявила» крупнейшим поражением советской внешней политики, чреватым смертельно опасными для страны последствиями, а сталинско-бухаринская пропаганда в ответ приписала троцкистам попытку вернуть страну на десять лет назад – к эпохе «военного коммунизма», глобальной войны, «перманентной революции». 15 апреля началась погоня бывшего уездного предводителя дворянства за сокровищами – тоже своего рода попытка вернуться на десять лет назад, вернуть собственность своей семьи. О как!

Оставьте комментарий